Святыня Кольского Заполярья: архитектурная ценность на Терском
Елена Ястребова

История часовни Воскресения Христова в Умбе – это многовековая летопись веры, стойкости и неоднократного возрождения, отражающая сложные перипетии судьбы небольшого поморского поселения. Расположенная на живописном берегу Белого моря, она стала не просто местом молитвы, но и свидетелем важных исторических событий, переживших разрушения, войны и гонения.

Первые упоминания о религиозной жизни в Умбе относятся к XV веку. Не позднее 1466 года монахи Соловецкого монастыря, на территории первоначального поселения Умбы, расположенного на 12 верст выше по течению реки, возвели первую церковь Воскресения Христова. Это событие ознаменовало собой зарождение духовного центра в этой отдаленной северной местности. Церковь стала оплотом веры для первых поселенцев, помогающих им выживать в суровых условиях Севера и укрепляющих их дух в тяжелые времена.

Однако мирная жизнь Умбы неоднократно прерывалась набегами и войнами. В 1568 году село и храм подверглись опустошительному разорению во время набега Басарги Леонтьева – разбойничьей атаке, характерной для смутного времени. Разрушение храма стало тяжелым ударом для общины, но вера помогла им пережить это бедствие.

После 1578 года Умба перешла под совместное покровительство Кирилло-Белозерского (2/3) и Соловецкого (1/3) монастырей. В это же время, примерно в тот период, рядом с Воскресенской церковью началось строительство Храма святых апостолов Петра и Павла с приделом преподобного Кирилла Белозерского, что свидетельствует о растущем религиозном значении Умбы. Монахи Кирилло-Белозерского монастыря осуществляли духовное окормление жителей села. Даже преподобный Иринарх Соловецкий, несший послушание на солеварне в Пильской губе, находил время для молитвы в храме Умбы.

Несмотря на покровительство монастырей, Умба не избежала новых испытаний. В 1589 году шведские набеги привели к полному уничтожению поселения, в том числе и церкви. Это событие стало настоящим потрясением для общины, но вера и надежда не были утрачены.
В начале XVII века Воскресенская церковь была перенесена из погоста к Петропавловскому храму, что свидетельствует о продолжении религиозной жизни в Умбе, несмотря на все трудности. Однако время неумолимо разрушало старые церковные строения. К середине XVIII века они пришли в полную негодность.

В 1764 году, в результате секуляризации церковных земель, жители Умбы стали государственными крестьянами, а Умба получила статус самостоятельного прихода, на некоторое время даже став центром благочиния. Это событие послужило толчком к строительству нового храма. К 1778 году при священнике Иоанне Буторине была построена новая однопрестольная Церковь Воскресения Христова.
Однако и эта церковь не избежала участи разрушения. В 1892 году, из-за ветхости, она была разобрана. Уже в 1894 году, при священнике Иоанне Окулове, на ее месте возвели новый деревянный храм Воскресения Христова, имевший три предела: Воскресенский, Знаменский и Петропавловский. В храме хранилась особо чтимая икона Божией Матери «Знамение», являвшаяся важной святыней для местных жителей.

XX век принес новые испытания для часовни. 11 ноября 1937 года настоятель храма священник Григорий Лисеенков и староста Павла Дурынина были арестованы. 18 декабря 1937 года отец Григорий был расстрелян. Вскоре после ареста священника храм был закрыт. В 1938 году, по решению поселкового собрания, церковь была переоборудована под клуб.
Только в 1990-е годы остатки храма и территория прихрамового кладбища были переданы возрожденному православному приходу Умбы.

Фото: ТВ-21
Источник: www.tv21.ru